Главная »  Дистанционное управление моделями 

1 ... 17 18 19 20 21 22 23 ... 28

Независимо от типа модели приемник следует оЬернуть в несколько слоев губчатой резины (толщиной 10-15 см) и закрепить ею позади крепкого шпангоута так, чтобы он нигде не касался корпуса модели. Целесообразно предусмотреть для приемника отдельный отсек. Кадмиево-никелевые аккумуляторы отличаются большой прочностью, но, несмотря на зто, их тоже необходимо обернуть губчатой резиной и размещать всегда впереди приемника (считая по ходу модели) . Тогда при падении модели соскользнувший с опор аккумулятор не сможет повредить приемник. Особой опасности подвергается приемник на авиамоделях. Необходимо всячески уменьшать зту опасность путем рационального размещения его узлов: На судомоделях аккумуляторы рекомендуется укладывать в небольшой пластиковый пакет и оберегать их от водяных брызг.

Для защиты от вибрации механизм следящей системы закрепляют на эластичных резиновых шайбах.

Соединительные кабели между батареей, приемником и механизмом следящей системы необходимо прокладывать свободно, без натяжения. Небольшие смещения узлов аппаратуры по отношению друг к другу возникающие при приземлении авиамоделей или посадке на мель судомоделей, не должны вызывать натяжения кабелей. В противном случае могут оторваться пайки или выдернуться из гнезд штекеры.

Механизм следящей системы должен работать плавно, без заеданий, рули и рычажный механизм должны ходить легко, без люфтов. При механическом ограничении угла отклонения руля механизм следящей системы работает с полной нагрузкой, а следовательно, и потребляет большой ток. К тому же приводит тяжег(ый ход рычагов и подшипников механизма следящей системы. Кроме того, при этом снижается точность установки рулей и уменьшается допустимое время эксплуатации устройства.

Безупречная работа устройства в значительной степени определяется подавлением помех от электромоторов. В моторной яхте приемник и антенну следует размещать как можно дальше от ходового двигателя и его подводящих проводов. Настроив приемник с антенной определенной длины, в дальнейшем эту длину менять уже нельзя. Любое укорочение антенны ведет к уменьшению дальности действия. Антенна обязательно должна быть прямолинейной и размещаться вне модели на максимально возможном удалении от электромоторов, рулевых машинок металлических частей и проводов под током. На модели планера антенна проходит через отверстие в фюзеляже и протягивается к килю, а оттуда - к кромке стабилизатора (рис. 179). Наилучшие условия приема обеспечивает вертикальная штыревая антенна, конец которой следует зат путь в вице тштли (для защиты тлаз). К сожанению. как показан опыт, надежный контакт между такой антенной и входным контуром получить довольно сложно. Поэтому штыревые антенны со штекерным соединением применяют только на судомоделях. На авиамоделях следует применять более надежные ввинчивающиеся штыревые антенны.



На что следует у моделиста должна выработаться привычка

прГэ сплТа тациГ Р^Д каждым стартом тщательно проверять

передатчика функционирование системы дистанционного

управления. Таким путем мы своевременно сможем найти и устранить неисправность (например, заменить разряженные батареи приемника).

Существует правто; при включении устройства следует сперва включить передатчик, затем приемник; при в ы ключении устройства - сперва выключить приемник, затем передатчик. Соблюдая это правило, мы исключим срабатывание приемника от чужого передатчика или внещних помех, что могло бы привести к повреждению механизма.

Известно, что минимальная напряженность высокочастотного поля передающей антенны - в направлении ее оси. Отсюда вытекает правило: никогда не с л е д у е т н а ц е л и в а т ь с я а н т е н н о й н а, м о-цель, поскольку приемник окажется при этом в зоне минимальной напряженности поля. Необходимо также наблюдать за тем, чтобы передающая и приемная антенны по возможности не оказывались перпендикулярными друг другу.

Может случиться, что два самодельных устройства, работающие на соседних каналах (например 12 и 14 - см. приложение 8), будут влиять друг на друга. В этом случае необходим переход на другой канал (с боль-щим разносом частот).

Помеху может создать и перекрестная модуляция, которая возникает, если передатчик помех имеет больщую мощность, чем собственный, или если передатчик помех находится к модели намного ближе, чем собственный. Поэтому моделисты, участвующие в соревнованиях, должны применять передатчики примерно одинаковой высокочастотной мощности и стоять поблизости один от другого (на расстоянии нескольких метров). Рекомендуется также, чтобы каждый моделист-спортсмен обозначат! применяемый им канал цветной лентой на передающей антенне (см. приложение 8).

Что следует знать Как правило, допустимые продолжительности

о допустимой работы передатчика и приемника различны,

работы передатчика допустимая продолжитель-

ность работы определяется тем, на какой потребляемый ток (или высокочастотную мощность) он рассчитан. При длительной эксплуататщи и потребляемом токе около 100 мА на аккумуляторе с емкостью 500 мА ч можно работать примерно 4,5 ч, после чего его следует зарядить снова. Для того чтобы аккумуляторы не оказались разряженными неожиданно для нас, надо учитывать время работы передатчика и своевременно подзаряжать батареи (по возможности после каждого сеанса работы). Если устройство в течение длительного времени не выключалось, аккумуляторы также следует зарядить.

Допустимое время работы приемника в, больщой степени зависит от числа подключенных следящих систем и их характеристик управления.



цем больше подключено сервомеханизмов и чем Ьольше управляемых движений совершает модель, тем больше потребляемый ток и тем короче допустимое время работы. Сервомеханизмы потребляют ток лишь во время движения, поэтому при пропорциональном управлении ручкой управления следует работать плавно, а не прерывисто, как при подаче дискретных команд. Если в процессе работы с моделью приходится много времени уделять подстройке следящей системы для установки рулей в нейтральное положение, это является верным признаком того, что батареи подсели. В подобном случае необходимо прервать работу и подзарядить аккумуляторы. Зимой емкость всех источников питания заметно падает, прэтому проверять степень разрядки аккумуляторов и подзаря-я<ать их следует чаше.

На что следует Ддя бесперебойной эксплуатации регулятора

°и'м<спл^у'атаци Г необходимо соблюдать следующие пра-

регулятора хода ВИЛа:

1. Регулятор хода должен подключаться как сервосистема к соответствующему канальному выходу приемника.

2. Регулятор хода должен подключаться к ходовой батарее в надлежащей полярности.

3. При желании изменить направление вращения двигателя следует поменять местами провода подключения двигателя, но ни в коем случае не выводы регулятора хода!

4. Необходимо избегать коротких замыканий! Ни в коем случае нельзя допускать соприкасания проводов подключения двигателя или его металлических частей с корпусом или транзистором регулятора хода. Самое надежное - изолировать корпус от схемы диэлектрической прокладкой.

5. Следует избегать заклинивания двигателя! Во избежание риска в подводящий провод двигателя нужно включить соответствующий предохранитель (10А).

6. Необходимо позаботиться о хорошем охлаждении регулятора хода! Следует обеспечить обтекание регулятора хода холодным воздухом, сделав на модели соответствующие лючки для входа и выхода холодного воздуха. Как минимум, нужно разместить регулятор хода в модели с таким расчетом, чтобы он не соприкасался с остальными блоками, и проделать над ним вытяжной люк, через который мог бы выходить нагретый воздух.

7. Регулятор хода должен быть надежно защищен от помех! Для безупречной работы регулятора хода все находящиеся в модели двигатели следует обеспечить надежной помехозащитой и применять только электродвигатели с безукоризненной коммутацией.

8. Необходимо оберегать регулятор хода от сырости! Проникновение воды влечет за собой нарушение правильной работы регулятора хода, что может привести к потери модели (в результате бесконтрольного движения полным ходом в направлении от моделиста-спортсмена).

9. При эксплуатации двигателя никогда не применять два или более включенных параллельно регулятора хода! Возникающие при этом



переходные токи могут повредить электронную часть схемы. Напротив, вполне возможно включение нескольких двигателей (параллельно или последовательно) с одним регулятором хода, лишь бы общий ток не превосходил граничного значения (10 А при 25 В).

10. Регулятор хода с кремниевым транзистором в оконечном каскаде способен к кратковременным двойным перегрузкам по току. Однако не следует допускать перегрузок в течение времени, превышающего 10-30 с (в зависимости от степени перегрузки).

11. Для обеспечения по возможности меньшей нагрузки батарей приемника переключательное реле должно быть в замкнутом состоянии при наименее вероятном направлении движения (при исполнении команды Задний ход ). В зависимости от типа переключательное реле потребляет ток 50-100 мА, существенно укорачивая тем самым время работы приемной части устройства дистанционного управления.

12. После окончания работы необходимо отключить ходовые батареи от регулятора хода! Ток, протекающий через него при выключенном приемнике измеряется, правда, всего единицами мтлиампер, но тем не менее его вполне достаточно, чтобы полностью разрядить батареи. Последнее особенно вредно для свинцовых аккумуляторов, поскольку их срок службы существенно укорачивается из-за глубокого разряда.

Как обучать работе Во избежание поломок, а то и гибели модели

с устройством из-за неопытности начинающего моделиста

дистанционного

управления Целесообразно поначалу подстраховывать его

от ошибок. Управление моделью в этом случае осуществляют с помощью двух передатчиков - инструктора и ученика, работающих в одном и том же канале. Оба передатчика связаны соединительным кабелем, подключенным к разрядным фишкам.

В соответствии со схемой, приведенной на рис. 180, а, соединим мину совый полюс аккумулятора передатчика с клеммой 3 зарядной фишки. Выключатель передатчика работает в этом случае как переключатель:

Электронная част передатчика

Чвршш красный

2 Зарядная фишка Красный

..Аккумулятор передатчика


Штекер передатчика инструктора

Красный

Штекер передатчика ученика

Рис. 180. Схема зарядной фишки передатчика (а) и кабель (б) для работы в режиме инструктор-ученик.



в положении Вкл аккумулятор подключен к клемме 2, в положении Выкл - к клемме 1. Соединив кабелем передатчики инструктора и еника (по схеме, показанной на рис: 180,.), можно приступать к обучению- Выключатель на передатчике ученика остается при-этом всегда в по-дожении Выкл . Для предотвраще1сия подачи ошибочных команд аккумулятор из передатчика ученика изымается Если выключатель передатчика инструктора перевести в положение Выкл , то напряжение питания будет по кабелю подаваться на передатчик ученика, и тот может осуществлять дистанционное управление моделью. При переводе выключателя передатчика инструктора в положение Вкл передатчик ученика выключается и моделью управляет теперь инструктор. В большинстве случаев инструктор проводит старт модели и поднимает ее на безопасную высоту, после чего передает управление ученику, переводя выключатель своего передатчика в положение Выкл . В критических ситуациях и перед посадкой модели он вновь вмешивается в процесс управления, включая сьоЦ. передатчик и принимая тем самым управление на себя.

При таком методе обучения новичок быстро осваивает управление моделью и приобретает необходимую спортивную сноровку. Можно даже -проводить тренировки на выход из специально создаваемых опасных ситуаций, пока ученик не приобретет должной уверенности в управлении моделью.

Поиск неисправностей

Если в работе устройства дистанционного управления начинают возникать сбои, необходим систематический поиск неисправностей. Большую помощь в этом нам окажут самодельные вспомогательные приборы, а также знания и опыт, приобретенные при изготовлении и наладке устройства. Воспользуемся же ими!

Для систематического обнаружения и устранения неисправностей их поиск необходимо вести шагами в такой последовательности:

1. Замерить напряжение батареи передатчика под нагрузкой (выключатель в положении Вкл , антенна полностью выдвинута). Если отклонение напряжения от его номинального значения превьипает 20%, необходимо заменить батарею или подзарядить аккумулятор и лишь после этого продолжать дальнейший поиск. При измерении тока, потребляемого передатчиком, к выводам выключателя следует присоединить авометр (выключатель в положении Выкл , антенна полностью выдвинута).

2. Проверить излучение передат11ика с помощью измерителя напряженности поля.

3. Подключить наушники к измерительной приставке (см. рис. 99) и проверить модуляцию высокой частоты.

4. Если генератор не возбуждается, вставить в передатчик другой кварцевый резонатор или проверить прежний резонатор с помощью контрольного высокочастотного генератора.

5. Замерить напряжения на транзисторах усилителя низкой частоты и импульсного блока. Это поможет нам выявить неисправности элементов схемы.



6. Неправильная форма импульсов, которая может быть обнаружена только с помощью осциллографа, является, как правило, следствием нарушения работы определенных схемных узлов, но не ведет к полному выходу аппаратуты из строя. Для отыскания источника ошибок и путей к их устранению следует сравнивать полученные осциллограммы с типовыми.

7. Приемник тоже может быть источником ошибок. Необходимо проверить напряжение батарей и потребляемый ток (при подключенном механизме следящей системы).

8. Простым средством контроля может служить второй приемник. При безупречной его работе следует поменять кварцевые резонаторы, выяснив тем самым, не является ли причиной отказа приемника дефектный резонатор. Кварцевые резонаторы проверяют также с помощью контрольного высокочастотного генератора.

9. Если неисправность еще не обнаружена, измерить повторно напряжения на транзисторах. Для контроля импульсных процессов необходим осциллограф.

10. При неправильной работе сервомеханизма заменить его другим, заведомо исправным, установив в результате этого, что является источником неисправностей - сервомеханизм или декодирующее устройство.

11. Если неисправно декодирующее устройство, замерить напряжения на его транзисторах и снять контрольные осциллограммы.

12. При неисправно работающем сервомеханизме прежде всего проверить напряжение источника питания и потребляемый ток, выясняя, не является ли причиной отказа какой-либо оборванный провод.

13. Проверить напряжения на транзисторах электронного блока следящей системы и снять контрольные осциллограммы.

Особенно неприятны кратковременные отказы во время работы с моделью. Здесь также необходимы систематический поиск и устранение возможных неисправностей:

а) сильно падает мощность передатчика - замерить выходную мощность;

б) недостаточная чувствительность приемника - проверить на земле дальность действия системы;

в) неправильное положение передающей антенны - проверить поляризацию; не направлять передающую антенну на модель, так как в этом случае приемная антенна окажется в зоне минимальной напряженности поля; передающую антенну держать по возможности параллельно приемной;

г) слишком короткая приемная антенна - приемную антенну растянуть снаружи модели на полную длину;

д) неблагоприятные условия распространения (в большинстве случаев из-за плохой проводимости почвы или наличия отражений) - сменить место проведения запусков;

е) посторонние помехи - сменить каналы (смена кварцевых резонаторов), но прежде убедиться в наличии посторонних помех, так как они чрезвычайно редки;

ж) ненадежные контакты - простучать схемные узлы, путем осторожного покачивания и вытягивания проверить целость схемных элементов.



соединительных кабелей и контактов (поломавшиеся резисторы, дефектные провода и т. д.) и локализовать места повреждений.

Если причиной помех являются чужие передатчики в радиусе действия нашей системы дистанционного управления, выявить это можно с помощью приемника. Такие помехи возник ают чаще всего, если чужой передатчик работает на расстоянии менее 2 м. При увеличении расстояния более чем на 10 м помехи должны исчезнуть.

При поиске неисправностей следует исходить из того, что каждая неисправность имеет свою причину. Мы сами изготовили свою систему дистанционного управления, полностью освоились с ее функционированием и эксплуатацией, поэтому мы с уверенностью сможем отыскивать и устранять все неисправности. Если необходимо произвести замену каких-либо элементов схемы, на их место следует ставить по возможности элементы тех типов и номиналов, что указаны на схемах, хотя все описанные в этой книге устройства в определенной степени допускают отклонение от приведенных на их схемах номиналов элементов. Неисправные универсальные транзисторы всегда можно заменять другими, иного типа, но входящими в ту же группу (TUP или TUN). Заменять кремниевый транзистор германиевым, разумеется, нельзя, обратная же замена в большинстве случаев возможна.

Изготовляя и опробывая шаг за шагом свое устройство дистанционного управления, мы приобрели определенные теоретические знания и практический опыт. Большинство экспериментов нам удалось с самого начала, не избежали мы при этом, конечно, и работы по отысканию неисправностей. Неисправности возникают в большинстве случаев из-за ненужной спешки, недостаточной тщательности, пренебрежения проверками и контролем и т. д. Поэтому работать следует аккуратно и точно, не забывая советоваться с другими моделистами-спортсменами, чьи знания и юпыт могут помочь избежать многих разочарований.




ГЛАВА

МОДЕЛИ СУДОВ

и САМОЛЕТОВ

С ДИСТАНЦИОННЫМ

УПРАВЛЕНИЕМ

Подготопка к постройке и эксплуатации моделей

В предыдущих главах мы ознакомились с проблемами электронного дистанционного управления, теперь же обратимся к постройке моделей и технике дистанционного управления. Сперва займемся простыми моделями, постройка которых не составит для нас особых трудностей. Потом, руководствуясь строительными чертежами или используя модельный набор, мы сможем перейти к постройке более совершенных моделей, а затем и участвовать с ними в спортивных соревнованиях.

Какие инструменты Свой набор ин-

необходимы струментов нам

придется теперь несколько расширить (рис. 181). Важнейшая роль при постройке моделей принадлежит стапельной доске, которая должна иметь длиНу не менее 1,5 м, ширину 20 30 см, быть прочной и абсолютно плоской. Она состоит из нескольких склеенных в одну доску брусков, обструганных и закрытых снизу и сверху листами фанеры (рис. 181, а). Такая конструкция гарантирует, что с течением времени стапель не покоробится. Если мы не сможем изготовить стапельную доску самостоятельно, то придется обратиться за помощью к столяру.

Далее, нам понадобится острый нож; очень подходят для напшх целей модельные ножи, наподобие тех, что применяются сапожниками. Полез-




Рис. 181. Инструменты, необходимые для постройки моделей: а - стапельная доска; б, в - модельные ножи; г - рашпиль; д - бельевые защепки (деревянные); е - шлифовальный брусок (дерево, пробка) со стеклянной или наждачной бумагой; ж - кисть; з - пружинные зажимы.

ными окаж.утся также малый рубанок, рашпиль, булавки со стеклянными головками, бритвенные лезвия, резиновые кольца, деревянные бельевые защепки, несколько сортов наждачной бумаги - грубой (№ 60, 80), мелкой (№ 100, 120) и очень мелкой (N 320, 400), шлифовальный брусок и две мягкие кисти (узкая и широкая). Пружинные зажимы, в которых довольно часто возникает необходимость, изготовим сами. Для этого нарежем стальную проволоку диаметром 1,5-2 мм (например, велосипедную спицу) кусками различной длины от 10 до 40 см и, остро заточив напильником их концы, согнем эти заготовки в виде разомкнутых колец. С помощью этих пружинных зажимов-скоб, резиновых ко.лец и бельевых защепок мы будем сжимать листы обшивки, пока не высохнут проклеенные места.

Понадобятся нам и различные строительные материалы. Сведения о материалах, которые нужны для постройки той или иной модели, можно найти в спецификациях. Потребность в них для разных моделей неодинакова, поэтому создавать большие запасы не имеет смысла. Однако, и это должно войти в привычку, не следует никогда выбрасывать даже малые остатки материалов (будь то куски реек, клееной фанеры или обрезки картона). А вот хороший запас клеев и красок никогда не помешает. Наряду с д^гухкомпонечтным клеем (для металла, на основе эпоксидных смол), целлюлозным клеем (для бумаги и дерева) и контактным клеем (для склеивания больших поверхностей), нам понадобятся еще казеин (Для медленно сохнущих склеек деревянных деталей) и обойный клей (для приклеивания бумажной обтяжки). При одновременном выполнении многих склеек на одном рабочем этапе (например, во время крепления обпшвки) относительно медленный процесс сушки позволяет нам вносить поправки в положение отдельных частей. Прочность от этого не пост-



радает, а мы благодаря этому получаем возможность работать спокойно и тщательно.

В качестве окрасочных материалов воспользуемся нитролаком и для поверхностей, обтянутых бумагой, - эзлалитом. Для каждого сорта лака необходимо соответствующее количество разбавителя идя приготовления годного к окраске раствора и'для мытья кистей.

Как правильно Модели следует окрашивать в надлежащий

лакировать цвет. Запомним несколько основных правил,

общих для всех Покрасочных работ. Очень важно выполнять эти работы основательно, не торопясь. Лишь правильная лакировка придает модели законченность. Перед каждым покрытием цветным лаком окрашиваемую поверхность необходимо хорошо загрунтовать. В любом случае имеет смысл первые два покрытия сделать разбавленным бесцветным лаком. Перед нанесением кавдого последующего слоя следует дать окрашиваемой поверхности хорошо просохнуть. При желании сохранить естественный цвет материала число покрытий бесцветным лаком следует увеличить и продолжать наносить очередные слои до тех пор, пока вся окрашиваемая поверхность не станет одинаково плотной и не приобретет легкий блеск. Покрытие большим числом тонких слоев лака всегда дает лучший эффект, чем покрытие малым числом более густых слоев.

После просыхания каждого слоя лакированную поверхность следует полировать влажной наждачной бумагой самой мелкой структуры (№ от 300 до 400), пока она вся не станет матовой, без единого блестящего пятнышка. В белом лаке очень велика доля пигментного вещества, поэтому по сравнению с другими цветными лаками он довольно тяжел. По этой причине для окраски авиамоделей применяют бесцветный или красный лак.

Дадим еще несколько практических Советов. Для лакировки нужно применять шстую кисть, а после употребления обязательно вымыть ее в разбавителе. Остатки лака и растворителя удалить путем стряхивания и вождения сухой кистью по бумаге. Лакировку моделей следует производить в сухом, чистом помещении, без сквозняков и пыли, при температуре 20-25°С, после чего дать им там же просохнуть и вновь нанести очередной слой лака.

Наш инструментальный Производя запуски моделей с дистанционным

управлением, мы очень скоро обнаружим, что без некоторых приборов и инструментов нам просто не обойтись. Опытным путем мы постепенно подберем оснащение, необходимое при эксплуатации моделей. Что именно будет в него входить, определяется нашими запросами и практической необходимостью. Некоторую-помощь моделисту могут оказать следующие советы.

Прежде всего рассмотрим, в чем и как разместить приборы и инструменты. Очень практичны специальные инструментальные ящики, которые в полевых условиях могут служить стапельными подставками для судо-и авиамоделей, что существенно облегчает ремонтно-профилактические




1 ... 17 18 19 20 21 22 23 ... 28



Как выбрать диван



История мебели



Стили кухонной мебели



Публикации



Инверторы



Приемники