Главная »  Дистанционное управление моделями 

1 ... 20 21 22 23 24 25 26 ... 28

рениям общего расположения яхты (рис. 206). В приложении 10 содержатся данные о числе, материале и размерах отдельных деталей. Вычертим на листе клееной фанеры шпангоуты, транец, и форштевень по образцам, изображенным на рис. 207, а также плавник по рис. 206 (с учетом масштаба) . Выпилим детали лобзиком и зачистим их наждачной бумагой. Проложим по осевой линии карлингс (10) и. опирая на него шпангоуты, установим их с помощью реек вверх днищевой частью на стапеле. Далее следует приклеить форштевень (11) к шпангоуту 9 и плавник (12) - к шпангоутам 5 и 6. От точности установки плавника существенно зависит устойчивость яхты на курсе. Стоит неправильно установить угол наклона плавника или нарушить его соосность с диаметральной плоскостью, как возникшее в результате этого отклонение от курса придется выправлятъ с помощью руля, а это означает потерю в скорости.

После того как склейки просохнут, подгоним к гнездам в шпангоутах киль (13). и приклеим его к шпангоутам. Для лучшего прилегания киль составляют из двух реек (4 х 10 мм). Далее приладим скуловой стрингер (14), также составленный из двух реек (см.- Мы строим моторную яхту ).. Скуловой стрингер приклеим сразу к шпангоутам и форштевню. Таким же способом приладим привальный брус (15) и транец (16) и приклеим их. Когда все склейки полностью затвердеют, обработаем киль и скуловой стрингер с помощью рашпиля и шлифовального бруска для предстоящей наклейки на них днищевой обшивки. Днищевую обшивку (17) изготовим с помощью шаблонов и приклеим, как и при постройке моторной яхты.

По высыхании мест склейки снимем корпус яхты со стапеля и подготовим его к приклеиванию бортовой обшивки (18). Листы бортовой обшивки также изготовим по бумажным шаблонам и приклеим их затем

Н=2:5


Рис. 207. Детали модели парусной яхты: транец (16), шпангоуты (1) - (9) и форштевень (10).



к скуловому стрингеру и привальному брусу. Параллельно с этим приклеим карлингс (19), подпирающий люки между шпангоутами 1 и 2,3 и 5. На карлингс (10) наклеим рейку (20), высота которой возле шпангоута 4 равна 10 мм, а к носу и корме постепенно сходит на нет. При наклеивании палубы это обеспечит ей необходимую погибь и седловатость. Прорезав отверстие для гельмпортовой трубы (22), приладим и приклеим ее вместе с опорной колодкой (21) к шпангоуту 1 и килю. Вырежем теперь часть карлингса (10) между шпангоутами 1 и 2, 3 и 5, подготовив таким образом места для люков.

Готовый корпус судна дважды прокрасим изнутри бесцветным нитролаком либо один раз целлюлозным клеем. После этого вырежем (опять-таки по шаблонам) палубу (23), промажем ее целиком с одной стороны целлюлозным клеем и наложим, не давая высохнуть, на подго товленные к приклейке места. Необходимо проследить за тем, чтобы палубная обшивка приклеилась только к привальному брусу, транцу и кар-лингсу. При выполнении этой работы снова воспользуемся стапельной подставкой. На этот раз (из-за длинного плавника) изготовим ее в виде складных козел (рис. 208), на которые ставится корпус яхты, опирающийся на два кожаных ремешка. В приклеенной палубе прорежем люки и приклеим комингсы люков (24). Комингс - четырехугольная рама, обрамляющая люк в виде порожка, - должен выдаваться над палубой примерно на 6 мм. Одновременно в угол между выступающей палубой и бортовой обшивкой вклеим буртик (25).

Крышки люков (26) изготовим на модели. Наложим поверх комингса полиэтиленовую пленку (пластиковый пакет), смажем казеином в местах склеек пригнанные боковые планки (27) и крышки люков и зафиксируем склеиваемые части пружинными зажимами. После высыхания крышки люков можно снять. Теперь можно быть уверенным, что они хорошо подогнаны, плотно закрываются и надежно защитят внутреннее помещение от водяных брызг. Руль (28) изготовим из 8-миллиметровой фанеры. Он должен быть профилированным, как и плавник. Баллер руля (29) приклеим двухкомпонентным клеем. После этого прошпаклюем и отшлифуем корпус так, чтобы внешняя его поверхность стала безупречно

гладкой. Затем дважды загрунтуем и один раз окрасим весь корпус судна в желаемый цвет или комбинацию цветов. Подбор красок должен соответствовать цвету парусов.

Вант-путенсы (деталь 30; оковка на палубе для закрепления


Рис. 208. Стапельная подставка для парусной яхты.

1 - кожаный ремешок; 2 - сосновые рейки (10x20 мм); 3 - стальные или латунные стержни ф 6 мм; 4 - гайки с барашками.



000OOOOODOO

.15 1.15 I 15


о о о о о оооо 6 6 6

15. 15 15

Крепежные отверстия

Т

бооооооооо

л

Втуша припаивается


Рис. 209. Оковки, гельмпорт и направляющие блоки: а - деталь 30 (вант-пу-тенс); б - деталь 31 (степс); в - деталь 32 (штаг-путенс); г деталь 22 (гельм -порт) ; д - деталь 34 (направляющие блоки) .

вантов; вант - трос, удерживающий мачту от изгиба к бортам) , степс (деталь 31; оковка для крепления мачты) и штаг-путенс (деталь 31; оковка для закрепления штага; штаг - трос, удерживающий мачту от изгиба назад) изготовляются из алюминиевого или медного листа (рис. 209) . После лакировки все оковки крепятся к корпусу судна с помощью нержавеющих шурупов (33). Для проводки шкотов (шкоты - тросы для управления парусами) к палубе приклеиваются двухкомпонентным клеем три блока (34).

Мы ставим рангоут и таке/1аж

Рангоут - совокупность всех надпалубных деревянных частей, служащих для постановки и растягивания парусины. Главной частью рангоута является мачта. Такелаж - совокупность всех снастей на судне.

Мачту (36) изготовим из двух прямослойных, лишенных сучков сосновых реек С помощью дисковой пилы проделаем в обеих рейках по пазу 2 X 3 мм (рис. 210, fl). Проложим между рейками слой фанеры (толщиной 1,5 мм) и склеим их по всей длине, получив таким образом лм :-шз (желобок для продергивания передней шкаторины грота; рис. 210, б). Для просыхания положим склеенные рейки между двух плоских досок и




ш

ж


Лик-паз


Лик-паз шлифуется

Рис. 210. К изготовлению мачты: с - в рейках прорезаются пазы; б - обе половины склеиваются через прокладку (фанера толщиной 1,5 мм) - образуется лик-паз; в - мачте придается нужный профиль.

сожмем их (например, с помощью струбщ{н). Для того чтобы выдавленный клей не закупорил лик-паз, продернем через него несколько раз после спрессования шпагат с завязанными на нем узлами.

Далее обработаем мачту рубанком и шлифовальным бруском, чтобы она имела сечение, показанное на рис. 210, в, и сужалась постепенно к топу (верхнему концу мачты). Диаметр мачты по всей ее длине не должен превышать 19 мм.

Для изготовления грота-гика (37) (рис. 211) и стаксель-гика (38) (рис. 212) также воспользуемся прямослойными, свободными от сучков сосновыми рейками, грани которых зашлифовываются. Детали мачты и гика показаны на рис. 213.

Бугель мачты (металлическую деталь для установки болта грота-гика) (39) и оковку пятки грота-гика (40) изготовим из медных пластинок (рис. 213, в) и закрепим их с помощью сквозных медных болтов ( 2 мм), расклепанных по обе стороны. Все кольца на грота- и стаксель-гиках, предназначенные для крепления парусов и шкотов, закрепляются с помощью нитяных марок, пропитанных целлюлозным клеем. Стаксель-гик крепится значительно проще, чем грота-гик (рис. 213, г), с помощью вертлюга (42) и проволочного гака (46) к штаг-путенсу (32). Вертлюг обеспечивает свободное вращение стаксель-гика. Его можно приобрести в магазинах рыболовных принадлежностей, так же ц^&к и дедероновую леску для вант (44), ахтер- и форштагов (43). Верхний огон (петлю)


Рис. 211. Кормовая часть парусной яхты с грота-гиксж.

Рис. 212. Носовая часть парусной яхты со стаксель-гиком.



Лак-паз


Нирал

Рис. 213. Детали мачты и гика: а - топ мачты (фрагмент.4 рис. 206); б - обушок для крепления стаксель-штага (фрагмент В рис. 206); в - крепление грота-гика (фрагмент С рис. 206); г - крепление стаксель-гика (фрагмент D рис. 206) .

Номера деталей указаны в соответствии со спецификацией, приведенной в приложении 10.

880 f то)

Направление основы ткана


Рис. 214. Раскрой парусов.



ванта вдеваем в обушок (35) на мачте, а нижний закладываем за гак одного из стержней винтовой стяжки - талрепа (45). Второй стержень талрепа с помощью проволочного гака соединяем с вант-путенсом (30). Выпилив из обушка для крепления форштага к мачте кусочек шириной 2 мм, мы сможем удобно и просто вдевать в него верхний огон штага и освобождать его в случае необходимости. Нижний огон заводится в кольцо, закрепленное на ноке стаксель-гика.

По данным рис. 214 изготовим из упаковочной бумаги шаблоны для парусов. Размеры будем выбирать, исходя из двух значений: вне скобок -для обычных парусов (для хорошей погоды) и в скобках - для штормовых парусов. При первых, проверочных, запусках модели достаточноиспользовать один комплект обычных парусов. Ткань для парусов должна быть легкой, прочной, водоотталкивающей и воздухонепроницаемой. Лучше всего подходят для этого легкие синтетические ткани (например, дакрон), имеющие плотность от 70 до 175 г/м^. К сожалению, такую ткань можно найти, пожалуй, только в парусной мастерской. Однако вполне пригодны для парусов и другие легкие шелковые, хлопчатобумажные или льняные ткани, которые следует пропитать водоотталкивающим составом. Льняные и хлопчатобумажные ткани обладают тем преимуществом, что перед раскроем их можно гладить, не опасаясь деформаций; кроме того, они дешевле всех других. Дедероновую и полиэфирную ткань очень легко резать острозаточенным горячим паяльником. Линия обреза при этом оплавляется, в результате чего отпадает необходимость подрубать кайму. При раскрое парусов нужно учитывать направление нитей (показано на рис. 206). Выкройки парусов приведены на рис. 214. Важно, чтобы края паруса, которые подвергаются наиболее сильному натяжению (у стакселя это передняя шкаторина, у грота - задняя), бьши параллельными нитям основы ткани. В этом случае на парусах после постановки не будет складок. При раскрое необходим припуск, который затем уйдет на окантовку паруса. Для шитья следует по возможности использовать нитки, из которых изготовлена ткань паруса: такой парус не будет иметь морщин при намокании и усадке. Сквозь кант передней шкаторины грота пропустим медный провод с поливинилхлоридной изоляцией, с помощью




Рис. 215. Боуты на фаловом (а), галсовом (б) и шкотовом (в) углах паруса. 1 - полая заклепка фъ мм; 2 - медный провод.



которого шкаторика заводится в лик-паз и удерживается в нем по всей длине мачты. Через кант передней шкаторины стакселя (48) пропустим форштаг (43). Поэтому канты передних-шкаторин грота и стакселя следует делать такой ширины, чтобы сквозь них можно было пропустить соответствующие провода. Одновременно с этим на кант фалового (верхнего), шкотового (нижнего, к которому крепятся шкоты) и галсового (нижнего переднего) углов паруса нашьем из остатков ткани боуты (накладки соответствующей формы), усиливающие парус в этих местах (рис. 215). В боутах проделаем отверстия для коушей (коуши - металлические кольца с желобком), обметаем их нитками или окантуем полыми заклепками.

В зависимости от силы ветра.парус должен иметь большее или меньшее ,1узо , величина которого регулируется натяжением нижней шкаторины. Для того чтобы полощущая задняя шкаторина грота или стакселя не заворачивалась на ветер, парусу придают дополнительную жесткость лй-тами. На гроте можно разместить максимум четыре латы (49) предельных размеров (10 х 100 мм), на стакселе - максимум три латы (50) предельных размеров (10 х 50 мм). Латы вставляют в карманы, нашитые на парус. Условием высокой эффективности работы паруса является отсутствие морщин и складок. Для того чтобы при хранении на парусе не образовывались складки, просушенные паруса аккуратно наматывают на гики и вставляют в пластиковые чехлы.

Мы строим парусную С помощью лебедки меняют положение пару-

лебедку сов пропорционально отклонению ручки уп-

равления на передатчике. При этом приходится выбирать и вытравливать шкоты длиной до 150 мм. Парус должен противостоять ветровому давлению, поэтому лебедка должна быть достаточно


Рис. 216. Парусная лебедка: а - вид сбоку; б - вид сверху.

1 - тросовый барабан; 2 - основание; 3 - вал А- 4 - 1 5 - шестерня; 6 - м^фта; 7 -потенщометр; 5 - вал С, У ник; 10-вал В (главный вал).




Рис. 217. Общий вид парусной лебедки.

мощной, способной выбрать или вытравить весь трос в течение 6-10 с. Этим требованиям отвечает парусная лебедка, представленная на рис. 216-219. Через редуктор и червячную передачу двигатель вращает главный вал с насаженным на один его конец тросовым барабаном. На другой конец главного вала насажен- второй червяк, с помощью которого (через щестерню) вращается вал потенциометра. Весь механизм вместе с двигателем и потенциометром размещается в корпусе из тонкого алюминия (рис. 217). Для облегчешя замены тросовый барабан насаживается на главный вал снаружи корпуса. Путем замены барабана на другой, с иным диаметром, мы можем устанавливать лебедку на выборку шкота различной длины. Детали конструкции лебедки показаны на рис. 218, 219. При монтаже особое внимание следует уделять тому, чтобы весь механизм обладал мягким ходом, но не имел люфтов.

Изменением передаточных отношений в различных звеньях механизма можно получить ряд полезных эффектов:

Ребра сгиба

i)--сверление 03,5мм

-сверление 02мм

>

ч

:>

н

ч

Ребра сгиба

Рис. 218. Основание (а) и угольник (б) парусной лебедки.



Рис. 219. Валы парусной лебедки: а - вал Л; б - вал В; е - вал С. 1 - червяк; 2 - муфта (припаивается) ; 3 - шестерня (32 зуба).

- подбирая соответствующий диаметр тросового барабана, можно менять длину выборки шкота при сохранении неизменным времени вращения и усилия на главном валу;

- увеличивая передаточное отношение редуктора, можно увеличить усилие на главном валу при росте времени вращения и неизменной длине выборки шкота;

увеличивая передаточное отношение второй червячной пары (главный вал - потенциометр), можно увеличить дойну выборки шкота и вре-* мя вращения при неизменном усилии на главном валу;

- изменяя рабочее напряжение двигателя, можно варьировать в определенных пределах время вращения и усилие на главном валу.

Если усилие на валу, развиваемое данным двигателем, недостаточно, следует заменить двигатель более мощным.

Для гарантии безупречной работы на модели двигатель лебедки необходимо надежно защитить от помех. Рама парусной лебедки рассчитана таким образом, чтобы переключающий усилитель составлял с лебедкой единый конструктивный узел.

Наряду с электроникой проверим и функционирование устройства для натяжения шкотов ~ парусной лебедки (рис. 220). Проводка шкотов показана на рис. 221. Для того чтобы шкоты (51) не перепутались под палубой, их все время удерживают в натяжении с помощью тонкой резиновой нити (52), которую протягивают от узла, соединяющего стаксель- и грота-шкот, к правому вант-путенсу (30). В качестве шкотов можно использовать плетеную леску или продающийся в радиомагазинах дедероно-вый тросик для шкал, очень гибкий и несмачиваемый.

Мы отпиваем балласт yg известно, что по ряду причин парус-

ной яхте необходим относительно тяжелый балласт. Роль такого балласта в нашей модели будет исполнять обтекаемый бульб (53), который нам предстоит отлить из свинца с таким расчетом, чтобы можно было ходить под парусами даже при сильном ветре. В случае необходимости можно сделать еще и второй, облегченный бульб доя слабого ветра.

Прежде всего изготовим деревянную модель бульба круглого

Рис. 220. Монтаж рулевой машинки и парусной лебедки.





Материал вРР 1,5мм (-ф- о-сверление Щ5мм

ifj©?

Движок для цстаноВни длины шкотов, ВантаВ и штагов

Рис. 221. Проводка шкотов на модели.

поперечного сечения в натуральную величину (рис. 222). В модели должна быть предусмотрена прорезь, по форме совпадающая с плавником, для насадки балластного бульба на плавник, а также отверстие для крепления бульба к плавнику с помощью болта (54). В направлении прорези модель разделим посередине на две симметричные половины (рис 223, а). Дпя того чгобы их можно было снова соединить друг с другом, в одну из половинок вобьем две шпильки (гвозди без шляпок). Вторую половину с силой прижмем к первой так, чтобы шпильки вдавились в- древесину (рис. 223, б), а бульб представлял собой при этом как бы одно целое. Далее в месте наибольшего сечения перпендикулярно плоскости раздела просверлим сквозное отверстие <f 6 мм. Модель тщательно отшлифуем и нанесем на нее слой расплавленного воска.

Для изготовления оцок нам потребуются две рамы, собранные из деревянных планок (15 X 60 мм). Они должны иметь размеры примерно 130 X 250 мм и точно соответствовать друг другу (рис. 223, е). Положим


Рис. 222. Балластный бульб. Длина 260 мм, максимальный диаметр 63 мм.




1 ... 20 21 22 23 24 25 26 ... 28



Как выбрать диван



История мебели



Стили кухонной мебели



Публикации



Инверторы



Приемники