Главная »  Дистанционное управление моделями 

1 ... 24 25 26 27 28

Таблица 6. Таблица рекомендаций по испревлению характерных ошибок в конструкции модели планера для случая высокого старта

Наблюдаемая ошибка

Возможная причина

Исправление

Модель раскачивается на леере и стремится сделать горку

Буксировочный крючок слишком сдвинут вперед

Слишком мала скорость буксировки

Поэтапно передвинуть крючок к хвосту

Буксировать быстрее (например, с помощью блоков)

Модель слишком быстро набирает высоту, срывается с леера и не возвращается самостоятельно на стартовую траекторию

Буксировочный крючок слишком сдвинут к хвосту

Слишком велика скорость буксировки

Поэтапно передвинуть крючок вперед

Буксировать медленнее и более плавно

Модель отделяется вскоре после старта

Неправильная форма буксировочного крючка

Буксировочный крючок слишком сдвинут к хвосту

Уменьшилась скорость буксировки

Изменить форму крючка (пригнуть)

Перенести крючок вперед Буксировать быстрее

Модель уходит с курса всегда в одну и ту же сторону

Перекос одной половины крыла

Кривой киль

Устранить перекос Выровнять киль

Поначалу модель безу-. пречно набирает высоту, но затем, после отцепа, уходит с курса

Перекос крыла или стабилизатора, который компенсируется во время буксировки другим перекосом (иным углом атаки крьша)

Еще раз основательно проверить модель на перекосы и при обнаружении устранить их

Условием проявления моделью безупречных летных качеств при высотном старте, так же как fi при запуске с руки, является тщательная балансировка. Важно обеспечить благоприятный угол планирования при достаточно высокой скорости полета. В случае вьшолнения этого требования планер способен возвратиться к командному пункту даже при сильных ветрах. Угол планирования в данном случае по сравнению с вариантом модели для полетов по наклонной траектории (со склона) может быть улучшен, для чего следует изготовить второе крыло с такими же параметрами, только с большим размахом (на 20-40 см). Если результаты первого высотного старта обманут напш ожидания, рекомендуется прибегнуть к помощи табл. 6 и попробовать отыскать ошибки в конструкции планера.

Правила проведения полетов в тепловых восходящих потоках

При проведении полетов в тепловых восходящих потоках надо соблюдать следующие правила:

1. Запускать модель следует лишь при тех скоростях ветра, на которые она рассчитана.

Даже при сильном ветре полетная скорость модели всегда должна превосходить скорость ветра. Поэтому запускать модель будем только



при таких скоростях ветра, при которых гарантируется ее возвращение к месту старта.

2. От модели следует добиваться лучшего планирования, а не наименьшего снижения.

Чем меньше угол планирования модели, тем выше гарантия того, что даже с небольшой высоты полета она сможет все-таки вернуться к месту старта.

3. От модели следует добиваться полной устойчивости в полете; в критических ситуациях свой попет она должна стабилизировать самостоятельно.

Балансировка, особенно уменьшение разности углов атаки, не должна идти во вред устойчивости модели.

4. При управлении моделью углы отклонения руля должны быть небольшими.

Самостоятельно модель летает лучше, чем при дистанционном управлении с земли. Пусть она так и летает, а мы ограничимся только коррекцией ее курса. Если из-за шквалов или неправильно поданной команды управления модель окажется в критической ситуации (крутой вираж, болтанка и др.), ни в коем случае не следует пытаться исправить положе-жение немедленной подачей новой команды. Она наверняка будет либо неверной, либо неправильно дозированной, а это лишь еще более усложнит ситуацию. Самоустойчивая модель сама вернется в состояние динамического равновесия. Подачей команд управления осуществляют только незначительные изменения курса при стабильном полете модели.

5. Модель должна летать на безопасной высоте (200-300 м). Скорость ветра на большой высоте зачастую совсем иная, чем у земли,

и оценить ее мы можем только по поведению модели. При сильных тепловых восходящих потоках в жаркий летний день возникает опасность, что вместе с сильным тепловым пузырем модель поднимется до облаков и улетит прочь. Поэтому следует отыскать восходящий поток на безопасной высоте 200-300 м и не позволять модели подниматься выше 500 м. Ведь на более значительных высотах или на удалениях более 500 м положение модели и ее реакцию на команды оценить очень трудно: модель при этом наблюдается как точка.

6. В ситуациях, когда модель попадает в столь сильный тепловой восходящий поток, что, несмотря на работу рулей высоты, она все равно продолжает подниматься следует заставить ее лететь прямым курсом в сторону от потока, а затем снизить на безопасную высоту.

Не следует Ьытаться прекратить подъем путем ввода модели в штопор, так как при этом она подвергается сильным перегрузкам, в результате чего может получить повреждения.

7. Во избежание опасности увести модель в сторону от желаемого направления при подаче команд следует стоять под угло.м к направлению полета, постоянно указывая его передающей антенной. При этом надо научиться мысленно представлять себя как бы находящимся на борту модели и тренироваться в этом до тех пор, пока техника хшлотирования не будет отработана до автоматизма.



Случайные повороты модели в сторону от желаемого направления при движении на нас или от нас зачастую происходят вследствие подачи ложной команды. При управлении авиамоделями такая ошибка даже в самой безобидной ситуации может привести к больпшм осложнениям. Однако тем, кто, старательно тренируясь, овладел техникой управления моделями судов, дистанционное управление авиамоделями особых трудностей не представляет. Если при подаче команд стоять под некоторым углом к направлению полета, указывая его все время передающей антенной, то при движении ручки управления модель действительно будет делать виражи в желаемом направлении. Еще лучше, если с самого начала пртучиться представлять себя находящимся на борту модели, т. е. как бы летящими на ней. Тогда от путаницы в подаче команд скоро не останется и следа. Нет ничего важнее постоянной, упорной тренировки, в результате которой вырабатываются прочные, доведенные до автоматизма навыки одновременного управления сразу несколькими функциями.

8. При сильных ветрах модель должна летать только с наветренной стороны и поблизости от командного пункта, с тем чтобы все ее реакции бьши под постоянным контролем.

При сильном ветре главная забота спортсмена ( пилота ) - удержать модель на курсах против ветра. Для того чтобы модель не улетела, еепо-стоянно следует держать с наветренной стороны. В этом случае при возникновении опасности уноса модели у нас хватит времени для надежного ее приземления. Напротив, позволив модели летать с подветренной стороны, мы вынуждены будем сконцентрировать свое внимание на ветре и несколько отвлечемся от управления, что может явиться причиной путаницы в подаче команд, а это, в свою очередь, может закончиться поломкой или гибелью модели. Полеты с наветренной стороны выгодны еще и из других соображ^шй: при полете модели метрах в 400 от нас и внезапном отказе рулей (из-за поломки) ветер все равно понесет ее к нам. Если потребуется, шлот может успеть подбежать к месту предполагаемого приземления.

9. К модели на видном месте следует прикрепить защищенную от непогоды бирку с указанием адреса владельца и просьбой сообщить ему о находке потерянного планера.

Если, несмотря на все меры предосторожности, модель однажды все-таки улетит и все попытки догнать ее окажутся безрезультатными, тот, кто найдет модель, по указанному на ней адресу сможет известить владельца о находке.

10. Садиться модель должна самостоятельно, с небольшой высоты и против ветра.

Приземление - наиболее трудный и ответственный этап полета. Поэтому его нужно основательно отрабатьтвать при самых различных ветровых условиях. Очень скоро нам станет ясно, что приземление труднее старта и полета. При отработке приземления полезно помнить основные параметры планирования модели. Угол планирования у нашей моде.чи, как известно, очень мал, поэтому вьтводить ее на посадку с большой высоты нельзя: в этом случае планер приземлился бы слишком далеко. Модель летает устойчиво, также устойчиво она может и приземляться. Нам нужно



только довести ее до высоты приземления, развернуть на прямой курс против ветра и, не подавая больше никаких команд, позволить ей сесть самой. Направление ветра определяют, подбрасывая в воздух сухие травинки, или по флажку, прикрепленному к передающей антенне.

П. Отклонения рулей вблизи земной поверхности должны стать совсем малыми, ни в коем случае не позволяя модели делать виражи.

Овладев техникой приземлений, можно заняться и корректировкой курса на подходе к земле. Вблизи земной поверхности подаваемые командные сигналы должны стать такими, чтобы рули отклонялись на очень малый угол. Вблизи земной поверхности (начиная с высоты трехэтажного дома) ни в коем случае нельзя допускать виражей! У накрененного планера руль направления одновременно работает как руль высоты. С каждым виражом модель теряет высоту и набирает скорость, что может привести к гибели модели вблизи земной поверхности.

Однако достаточно правил. Запустим, наконец, нашу модель и узнаем на собственном опыте, как она реагирует на дистанционное управление. Если случится какая-либо поломка, прежде всего нужно будет разобраться в ошибках, которые к ней привели, с тем чтобы избежать их в будущем. Причинами разного рода неисправностей большей частью бывают наша собственная забывчивость, небрежность и легкомысленность. Ошибочным было бы винить с самого начала модель, ее конструкцию или устройство дистанционного управления. С другой стороны, ни одна модель не застрахована от падения, и мы должны помнить об этом и не очень сетовать на судьбу. А на всякий случай рекомендуется брать с собой на полеты еще и вторую модель. Тогда нам Не будет грозить переход на роль зрителя, если модель выйдет из строя.

Несколько замечаний в конце

Познать предмет - значит уметь объяснить все его как и почему (Аристотель). Это изречение с полным правом можно бьшо бы сделать эхшграфом к любому параграфу данной книги, и оно должно стать девизом всей наше дальнейшей работы.

Краткие сведения, почерпнутые из книги, могут послужить стимулом для последующих экспериментш. Более основательные познания читатель может получить из специальных книг и журналов.

Автор надеется, что эта книга пробудит у читателя стремление к проведению экспериментов и постройке приборов. Она не является, да и не должна быть книгой готовых рецептов, а имеет целью развитие физического и технического мышления моделиста. Во всем ли моделист разобрался и правильно ли применяет теоретические знания на практике, станет ясно, когда в результате жесткой посадки или из-за какого-либо дефектного элемента аппаратура откажет в работе. Систематический поиск неисправностей потребует от моделиста самостоятельного творческого мышления и поможет ему овладеть весьма сложной техникой электронного дистанционного управления.



Рассматриваемые в книге схемы даны без ссылки на патентный приоритет. Все они предназначены исключительно для любительских и учебных целей и не могут быть использованы промыпшенностью. Все электронные устройства рассчитывались и изготовлялись самим автором. Наряду с собственными разработками использовались также хорошо зарекомендовавшие себя промышленные и любительские узлы. Тем не менее считать, что схемные и конструктивные ошибки полностью исключены, было бы неверным. Любые замечания об ошибках всегда будут приняты с благодарностью.

В заключение автор считает своим приятным долгом особо поблагодарить своих коллег по спорту X. Мартинеца и Л. Шрамма, а также консультантов Р. Фибиха и д-ра Л. Кенига, которые своим богатым опытом и ценными указаниями весьма содействовали появлению этой книги.

Д-р Гюнтер Миль

Эрфурт, март 1980 г.



2.7-

П римечание. Значения номинальных сопротивлений с допускаемыми отклонениями ±5% и более должны соответствовать значениям, приведенным в таблице, и значениям, полученным умножением их на ю , где п - целое положи гельное или отрицательное число.

б) Для резисторов переменного сопротивления (по ГОСТ 10318-80)

Номинальные сопротивления резисторов должны соответствовать значениям ряда, полученного умножением или делением чисел 1,0; 1,5; 2,2; 3,3; 4,7; 6,8 на 10 , где п - целое положительное число или нуль.

Допускаемые отклонения сопротивления резисторов должны соответствовать значениям, выбираемым из ряда ±2 (для подстроечных резисторов), ±5, ±10, ±20, ±30% (для непроволочных резисторов с номинальным сопротивлением более 220 кОм).

Приложение 2

Шкалы номинальных емкостей ГОСТ 2519-67)

конденсаторов постоянной емкости

Примечание. Значения номинальных емкостей конденсаторов с допускаемыми отклонениями ±5% и более должны соответствовать числам, приведенным в таблице, и числам, полученным путем умножения этих чисел на 1о , гдеп- целое положительное или отрицательное число.

Шкалы номинальных сопротивлений (по ГОСТ 2825-67)

а) Для резисторов постоянного сопротивления



Контрольные цифры для оценки степени заряда герметичных никель-кадмиевых аккумуляторов

Степень разряда, % от полной емкости

Гребуемое время дозаряд-ки, ч

Напряжение на клеммах на один элемент, В

Напряжение, В, на клеммах для батареи аккумуляторов под нагрузкой

2,4 В

4,8 В

6,0 В

12,0 В

1,30

2,60

5,20

6.50

13.0

1,27

2,54

5,08

6,35

12,7

1,25

2,50

5,00

6.25

12,5

1,23

2,46

4,92

6,15

12,3

1,21

2,42

4,84

6,05

12,1

1,20

2,40

4,80

6,00-

12,0

10,5

1,19

2,38

4.76

5,95

11,9

12,0

1,17

2,34

4,68

5,85

11,7

13,0

1,10

2,20

4,40

5,50

11,0

14,0

1,00

2,00

4.00

5,00

10,0

Приложение 4

Допустимые значения параметров наиболее широко применяемых полупроводниковых диодов

Напряже-

Тип

мальное

ние стаби-

мальный

мальный

Назначение

диода

обратное

лизации,

прямой

обратный

напряже-

В

ние, В

мкА

Диоды, выпускаемые в ГДР

GAIOO SY200

SAY30

SZX 18/5.6 SZX 18/8,2

Универсальный диод

1000

Выпрямительный диод (до 1 А)

0,04

Перекл ючател ьный диод

Стабилитрон

Диоды, выпускаемые в СССР

Д9Г

Универсальный диод

1000

1000

Выпря!иительный диод

Высокочастотный диод

7-8,5

Сгабилитрон

8-9.5

Примечание. Вторая часть таблицы составлена по данным справочника Транзисторные и полупроводниковые диоды /Под ред. И. С Николаевского.. М., Связьиздат, 196,1 г. и книги А. В. Нефедова, В. И. Гордеевой Отечественные полупроводниковые приборы и их зарубежные аналоги . М., Энергия, 1978.



Суммарное

Максимально

Максимально

Граничная

значение по-

допустимый

допу стимое

частота по

Коэффициент

стоянной

постоянный

постоянное

ко )ффициенту

усиления

Чередование

Тип

мощности

ток коллектора

напряжение

передачи тока

по току В

зон

Назначение

рассеяния /*,

между коллек-

в схеме с ОЭ /,

тором и эмитте-

МГц

ром кэтах-

Гранзисторы

выпускаемые в

ГДР

GC1I6

0,75

28 .

. 224

р-пг-р

Низкочастотный тран-

GC122

0,01

18 ..

. 140

р-п-р

зистор для предоко-

иечного каскада

GC301

1000

0,01

18 ..

. 224

р-п-р

Низкочастотный тран-

GCSllk

1000

1000

1000

... 500

р-п-р

зистор для предоко-

GC521k

1000

1000

.. 500

п-р-п

нечного и оконечного

ACl87k

1000

2000

.. 500

п-р-п

каскадов

AC 188k

1000

2000

.. 500

р-п-р

GFI45

10 .

.. 30

р-п-р

SF127

18 ...

1120

п-р-п

SF136

18 ...

1120

п-р-п

Высокочастотный

SF216

28 ,.

.560

п-р-п

транзистор

ВС 127

75 ..

. 260

р-п-р

Допустимые значения параметров наиболее широко применяемых транзисторов



Продолжение прилож. 3

Тип

Суммарное значение постоянной мощности рассеяния Р, Вт

Максимально допустимый постоянный ток коллектора

Максимально допустимое постоянное напряжение между коллектором и эмитте-

Р 4<этах-в

Граничная частота по коэффициенту передачи тока в схеме с ОЭ/, МГц

Коэффициент усиления по току,В

Чередование зон

Назначение

Транзисторы, выпускаемые в СССР

МГТ108Д

>1

30 ... 120

р-п-р

Низкочастотный тран-

МП26А

>0,2

20 ... 50

р-п-р

зистор для предоко-

нечного каскада

ГТ402Е

300; 600

>1

60 ... 150

р-п-р

Низкочастотный тран-

ГТ403Е

5000

1250

>8кГц

>30

р-п-р

зистор для предоко-

ГТ404Б

300; 600

>1

60 ... 150

п-р-п

нечного и оконечного

ГТ402Е

300; 600

>1

60 ... 150

р-п-р

каскадов

ГТ376А

>шо

10 ... ISO

КТ617Л

п-р-п

Высокочастотный

КТ342А-Г

50 ... 250

п-р-п

транзистор

КТ375А

10 ... 100

п-р-п

КТ349В

120 ... 300

п-р-п

Примечание. Вторая часть таблицы составлена по данным книги А. В. Нефедова и В. И. Гордеевой Отечественные полупроводниковые приборы и их зарубежные аналоги . М.: Энергия, 1978.

транзистор ГДР

Советский аналог

Транзистор ГДР

Советский

Транзистор ГДР

Советский аналог

мто8д

GC521k

ГТ403Е

SF127

КТ617А

GC122

МП26А

АС 187к

ГТ404Б

SF136

КТ342А-КТ342Г

GC301

ГТ402Е

АС188к

ГТ402Е

SF216

КТ375А

GCSllk

ГТ403Е

GF145

ГТ376А

ВС 177

КТ349В



Параметр

TUP и'TUN

Параметр

кэотах кшах Pmin 21Э min max

20 В 100 мА 100

LOO мВт 100 МГц

обртах пр max обр max

р

тах

20 В 35 мА 100 мкА

250 мВт

25 В 100 мА 1 мкА

250 мВт

Примечание, /.р - предельная рабочая частота транзистора

Общее обозначение

KF517 ВС 15 7/8 ВС 177/8 ВС 204/5/6 ВС 212/3/4

ВС 25 1/2/3 ВС 261/2/3 ВС 307/8/9 ВС 320/1/2 ВС 350/1/2

ВС 415/6/7/8/9 ВС 512/3/4 ВС 557/8/9

SC236/7/8/9 SF 136/7 SS 216/8/9

ВС 107/8/9 ВС 147/8/9 ВС 171/2/3 ВС 182/3/4

ВС 207/8/9 ВС 237Н 9 ВС 317 8Ч

GA 100 OA 85 OA 91

OA 95 АА 116

SAY \1 1617Ч8

НА i:7

ВЛ 217 18 НА 221,22 ВА 317/18

ВАХ 13 BAY 61 1N9I4 1N4I48 КА 221/22/23/24/25

Приложение 7

Маркировка ТТЛ-схемы серии 74

Стандартное обозначение

ГДР

Чехословакия

7400

D100

UCY74H00

МН 7400

K155LA3

7474

D174

иГУ7Н74

МН 7474

К1551М2

74121

CY74121

К155АГ1

74164

МН 7416.4

араметры наиболее широко применяемых универсальных полупроводниковых элементов и их тилы




1 ... 24 25 26 27 28



Как выбрать диван



История мебели



Стили кухонной мебели



Публикации



Инверторы



Приемники